Муравьева Ольга Андреевна

Сказки для будущих первоклассников!

Сказки для будущих первоклассников

Обязательно читайте детям произведения известных детских писателей: С.Баруздина, В.Голявкина, С.Маршака, И.Токмаковой, Г.Остера, В.Сутеева, Г. Цыферова. С их произведениями дети встретятся в Букваре системы учебников учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века».
Помните добрую сказку В.Сутеева «Палочка-выручалочка»?

  Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:— Зачем тебе палка? Что в ней толку?— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.Заяц от удивления даже рот разинул:— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.В итоге выясняется, что дело не только в палочке, но и в находчивости и изобретательности. После чтения обсудите с малышом, в каких еще случаях поможет палочка и как другими способами выйти из затруднительных ситуаций.

А если вы в детстве любили читать о французском пёсике Пифе, то обязательно покажите детям книгу Г. Остера «Все приключения Пифа». Малыш будет хохотать, слушая истории о неунывающем четвероногом и рассматривая яркие иллюстрации!
Веселая книга И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» расскажет о путешествии Али и ее помощницы — буквы «А» по Азбуке. Буква «А» страдает: «Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками — кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса — его племянница». Девочка должна обязательно спасти буквы! Выполнить миссию поможет юный читатель, решая различные задания. Он «отремонтирует» железную дорогу, которую разобрал вредный Кляксич, посчитает в прямом и обратном порядке, нарисует ёлочки, расшифрует заколдованную надпись... С этой сказкой будущий первоклассник лучше запомнит буквы, разовьет мелкую моторику и — самое главное — заинтересуется изучением алфавита и чтением.

Сказки для первоклассников помогают успешной адаптации в школе. Хороший пример – сборник сказок М.Панфиловой «Лесная школа». Книга познакомит ребят с Учителем Ежом и его учениками — лесными зверятами. В сказках зверята учатся учиться и дружить, выполнять домашние задания и соблюдать дисциплину, преодолевать лень и мириться после ссоры.

Кроме этого, можно читать для первоклассников сказки, которые помогут школьникам преодолеть школьные страхи и повысить учебную мотивацию:
А. Алексин «В стране вечных каникул». Любой первоклассник сначала порадуется за мальчика Петю, который попал в страну вечных каникул. Там можно всё время отдыхать, развлекаться, есть сладости и смотреть фильмы. Но потом ребенок поймёт, что этот образ жизни надоедает: «Я не мог больше питаться пряниками, пастилой и шоколадом... Как я мечтал теперь о простом черном хлебе! Или о картошке с жареной колбасой!». Петя устал бездельничать и сбежал от добрых деда Мороза и Снегурочки, исполняющих все желания, в школу. Э. Успенский «Дядя Фёдор идёт в школу». В книге рассказывается о том, какие трудности могут встретить будущего первоклассника и как известный всем мальчик справляется с ними. Забавно, что Почтальон Печкин, с которым и происходят приключения, тоже собирается идти в школу. Л. Гераськина «В стране невыученных уроков». Бездельник и невежда Витя Перестукин даже не догадывался, как в обычной жизни нужны школьные знания! Путешествуя с ним по Стране невыученных уроков, первоклассник поймёт, что от единственной запятой зависит жизнь человека и что в жизни нужны настойчивость и упорство, а лень и необязательность мешают достигать успехов.

А в качестве сказок на ночь для первоклассника и дошкольника можно выбрать сборник «Добрые сказки. С простыми подсказками для любимых бабушек». После непростого учебного дня ребенку будет приятно послушать сказки и выполнить интересные задания: поиграть в пальчиковые игры, повторить скороговорки, отгадать загадки. Это расслабит ребенка и гармонизирует его эмоциональное состояние. Например, сказка «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой поможет ребёнку радостно просыпаться по утрам и соблюдать режим дня, что очень важно и для дошколят, и для школьников.
Хочется отдельно выделить сказки о животных. Эти книги не только помогают детям воспитать в себе смелость, доброту, отзывчивость и уверенность. В них малыш узнает о повадках зверей, птиц и насекомых, об их образе жизни.
Лучше начинать знакомство ребенка с миром животных и растений с произведений В. Бианки. Его рассказы и сказки в книге «Лесная газета» покажут, что в лесу происходит много интересного. Звери и птицы потому и решили выпускать газету, чтобы все знали об интересных событиях лесных жителей. Читая все 12 выпусков, дети узнают о природных явлениях, о жизни растений и животных. Обсуждая с малышом вопросы-загадки, вы воспитаете в нём любовь к природе.
Классическая детская сказка Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» рассказывает о жизни утиной стаи и о дружбе уточки и зайца, о том, как они смогли противостоять коварной лисе. А восхитительные описания природы привьют любовь к родному краю:
Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал все своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днем, горная река присмирела, и к ней тихо-тихо подкрался холод, крепко-крепко обнял гордую, непокорную красавицу и точно прикрыл ее зеркальным стеклом.
Произведение Яна Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали» расскажет, что «в этом удивительном мире можно встретить еще более странных существ. И это не чудовища из сказок Андерсена и братьев Гримм. Все они живут рядом с нами, в замечательной сказке, которая называется "жизнь"». И речь пойдет о жизни обычных насекомых. А еще юные читатели поймут: «человек велик не ростом, а умом» и «знания сильнее всех взрывчатых веществ».
Дети взрослеют, и книги взрослеют вместе с ними. Сказки для детей начальной школы становятся более серьезными. После первого класса ребёнка можно познакомить с книгой «Маленький Принц». Цитаты из произведения Экзюпери до сих пор актуальны:

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Сравниться с глубиной философии Маленького Принца могут, пожалуй, только сказки Салтыкова-Щедрина — ирония над устройством жизни. Прочитав эти произведения, школьник захочет вернуться к ним и позже — и французский, и российский писатели всегда актуальны. Смысл сказки М.Салтыков-Щедрина «Кисель» поймёт и ученик начальной школы: важно ценить то, что у тебя есть, и не гнаться за заморской экзотикой.
А познакомиться с древними мифами и старинными преданиями можно, читая популярную серию «Хроники Нарнии» Клайва С.Льюиса. Попав в страну, которую могут увидеть только дети и люди с чистым сердцем и душой, школьник еще раз поймёт, как важно, чтобы добро побеждало зло, и что он тоже помогает этому своими обычными поступками.
Для развития творческих способностей, уверенности, умения вести себя на публике, сплочения коллектива полезно читать для детей начальной школы сценки-сказки. Это могут быть как оригинальные сказки, так и сказки на новый лад. Допустим, вы можете предложить своему ребенку и его одноклассникам сочинить различные версии сказки «Красная Шапочка». Класс делится на три команды, одна из которых ставит сценку-фильм ужасов, вторая — комедию, третья — боевик с погоней полицейских. Пусть школьники самостоятельно найдут реквизит, костюмы и придумают сценарий. Весёлое времяпровождение и креатив детям и родителям обеспечены!
Сказки могут быть разными. Обязательно знакомьте детей с волшебными произведениями!

Сказки надо рассказывать тихо.
С расстановкой. Ничуть не спеша.
Чтобы в добрый конец, а не в лихо —
Успевала поверить душа...

(С.Островский)

8 апреля 2021 в 12:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.